АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ОПУСТЫНИВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JGEM.2022.v67.i4.10Ключевые слова:
опустынивание, формирование, профилактика, деградация почвы, засоление, меры.Аннотация
Опустынивание является следствием ряда важных процессов, происходящих в засушливых и полузасушливых условиях. Как правило, процесс опустынивания территории Казахстана и Центральной Азии рассматривается в связи с изменениями, произошедшими в его геологические периоды. В статье рассматриваются проблемы опустынивания и меры его профилактики, так как пустынная территория занимает большую часть территории Казахстана. Поэтому он является одним из наиболее подверженных опустыниванию регионов мира. В своей исследовательской работе нами были проанализированы основные особенности пустынных и полупустынных зон Казахстана, пространственное распределение чувствительности опустынивания территорий Казахстана, процессы истории формирования, негативные последствия опустынивания и меры профилактики процессов опустынивания. Результаты анализа показывают, что большая часть территории Казахстана, особенно в густонаселенных южных и западных регионах, имеет большое количество пустынных и полупустынных земель, при этом эти регионы подвержены опустыниванию. Как видно из обсуждения негативных последствий опустынивания опустынивание и засуха в Казахстане вызывают не только экологические, но и экономические и социальные проблемы. Мы также заметили, что, хотя меры по предотвращению опустынивания в Казахстане хорошо применялись в советское время с момента обретения независимости этот вопрос было мало уделено время. Однако результаты дифференциации материалов показывают, что за последние десять лет в Казахстане начался ряд мер по борьбе с опустыниванием на международном и государственном уровнях. Одной из актуальных проблем, выявленных в статье, является неполное выполнение или остановка некоторых проектов по предотвращению опустынивания в Казахсатане, явление, которое требует дальнейшего углубленного изучения.