ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ КАЗАХСТАНА НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЯСЕ НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JGEM.2022.v67.i4.03Ключевые слова:
Казахстан, Новый экономический пояс Шелкового пути, инвестиции, возможности, риски.Аннотация
В данной статье подчеркивается, что помимо возможностей и выгод, которые несет Казахстану проект Экономического пояса Нового Шелкового пути, его развитие порождает ряд рисков, которые необходимо четко определить и выбрать наиболее подходящие инструменты для управления ими. Согласно серии национальных стратегических планов Казахстана, Экономический пояс Шелкового пути предлагает Казахстану возможность стать ключевым регионом, соединяющим торговлю между Европой и Азией, и существуют хорошие перспективы для сотрудничества между Китаем и Казахстаном во многих областях, таких как инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство, туризм, развитие энергетики и построение "зеленой" экономики.
В то же время в статье рассматриваются процессы функционирования территории Республики Казахстан в системе Нового Экономического пояса Шелкового пути (НЭПШП). В мировой и казахстанской научной литературе недостаточно освещены экономические последствия НЭПШП на территории Казахстана и стран Центральной Азии. Интерес авторов к этой теме продиктован всевозрастающей ролью НЭПШП, как беспрецедентного транспортно-логистического образования в Евразии. В статье применялись методы системного, сравнительно-географического, статистического картографического анализа и другие. Исследуются только ключевые критерии, каковыми являются динамика роста ВВП, и показатели инфляции в период с 2000 по 2020 годы в РК, КНР, США, РФ, а также показан торговый баланс между ними, и выявлена величина прибыли от транзита через территорию РК, составляющая порядка 5 млрд. американских долларов. обоснована возможность превратить систему коммуникаций, осуществляющих транзит в отрасль специализации казахстанской экономики. Областью применения результатов исследования могут быть территории трассы НЭПШП нуждающиеся в решении региональных и социальных проблем, совершенствовании транспортно–логистической системы, сближения внутреннего и внешнего рынков, встраивания Казахстана в мировые технологические цепи.