Географическое образование: проблемы конструирования учебника географии для средней школы
Аннотация
В настоящее время главными факторами, определяющими развитие географического образования, являются гуманизация, экологизация, политизация, глобализация и информатизация
содержания образования. Таким образом, назначение учебника географии в образовательном процессе средней школы в том, что он должен быть «стратегической моделью» процесса
обучения, поскольку отражает цели обучения, содержание образования, методы обучения и организационные формы. Одновременно учебник должен представлять собой и «тактическую
модель» процесса обучения, раскрывать последовательность изложения учебного материала и задавать сценарий учебного процесса. Цель исследования связана с обоснованием содержания учебника географии для средней школы как комплексной информационно-деятельностной модели образовательного процесса, отображающей цели, принципы, содержание и технологию процесса обучения. Научная и практическая значимость исследования в том, что: предложены дидактические основы построения школьного учебника, содержательным стержнем которого является его многофункциональность; определена структурно-содержательная модель школьного учебника; разработаны научно-обоснованные требования к построению школьного учебника географии и предложены практические рекомендации авторам будущих учебников. Методологическую основу исследования составили современные положения о личностно-
деятельностном подходе в обучении, теория учебника и теория целостного педагогического процесса, концепции и стандарты школьного географического образования.
В этой связи в учебнике должны быть реализованы цели и задачи образования, пути организации учебных ситуаций, отражена необходимая информация для формирования знаний и
компетенций, раскрыты пути решения проблем, предложены виды обобщения и систематизации, закрепления и контроля, организации самостоятельных работ, рефлексия образовательной
деятельности и ожидаемых результатов. Деятельностная функция учебника реализует творческую учебную деятельность учащихся и их оценочную позицию по отношению к изучаемому материалу. Такой подход гарантирует повышенность у ученика мотивации и результативности обучения.