Проектная деятельность студентов: разработка стратегий развития города (на примере районов города Актобе)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JGEM.2024.v75.i4.11Ключевые слова:
географическое образование, географическое мышление, география городов, прогнозы и сценарии развития города, метод проектовАннотация
В статье анализируются методические подходы и образовательные стратегии, направленные на развитие у студентов навыков формулирования прогнозов и сценариев развития городов. В ходе исследования студенты третьего курса образовательной программы «География» Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова были вовлечены в проектную деятельность, направленную на оценку состояния и прогнозирование развития двух городских районов г. Актобе. Основное внимание уделялось анализу текущих данных, выявлению ключевых факторов, влияющих на городское развитие, и созданию различных сценариев: оптимистического, пессимистического и статус-кво. Экспериментальные исследования показали, что проектная деятельность способствует развитию критического и творческого мышления, системного понимания и аналитических навыков. В процессе работы студенты столкнулись с реальными проблемами города и предложили инновационные решения для их решения. Статья также обсуждает важность этического сознания и коммуникационных навыков в формулировании прогнозов и сценариев, а также подчеркивает необходимость дальнейших исследований для углубленного понимания эмоциональных и интеллектуальных аспектов сценарного мышления. В нашем исследовании мы предприняли два шага, чтобы лучше понять оценку сценарного мышления. Во-первых, мы использовали открытые задания, которые оценивали критическое и творческое мышление. Во-вторых, чтобы обеспечить обоснованность и надежность, мы оценивали креативность в эскизах посредством групповой работы, что соответствует классическим рекомендациям по творчеству в образовании. Выводы статьи свидетельствуют о том, что развитие данных навыков у студентов является ключевым фактором в подготовке компетентных специалистов, способных вносить значительный вклад в устойчивое и эффективное развитие городских территорий. Студенты лучше усваивают навыки аргументации, когда они наблюдают за примерами и анализируют их, после чего применяют эти навыки на практике. Такие результаты могут быть полезны и для обучения сценарному мышлению, так как наблюдение за примерами и их анализ может способствовать более глубокому пониманию и развитию рефлексивных навыков у студентов.