Повторяемость болтанки воздушного судна в международном аэропорту Алматы
DOI:
https://doi.org/10.26577/JGEM.2023.v68.i1.07Ключевые слова:
атмосферная турбулентность, болтанка, повторяемость болтанки, аэрологическая диаграмма, высота, температура воздуха, облачность, интенсивность болтанки.Аннотация
Движение частиц воздуха представляет собой очень подвижную среду, которая обычно носит хаотичный или турбулентный характер. Турбулентность (в переводе с латинского «турбо» означает вихрь) - это состояние атмосферы, при котором вихрь и ветер могут образовывать горизонтальные и вертикальные трещины. Влияние атмосферной турбулентности на полет самолета проявляется в резких и внезапных изменениях горизонтального режима полета. Резкое и внезапное изменение режима полета из-за эффекта турбулентности обычно называют «болтанкой» или ремой. Болтанка зависит от физического состояния атмосферы, времени года, времени суток, высоты местности, ее орографических особенностей и метеорологических условий. В статье проведена работа по выявлению особенностей распространения болтанки и ее связи с метеорологическими параметрами по аэропорту города Алматы в период с 2015 по 2019 годы. В результате было показано, что максимум повторяемости болтанки на рассматриваемых стандартных уровнях 960-110 гПа соответствует холодному периоду года и встречается на высоте взлета и посадки. Что касается связи температуры воздуха и болтанки, то установлено, что болтанка чаще всего находится в интервале температур от -4°С до 0°С. Также выявлено, что повторяемость болтанки чаще всего совпадает в безоблачных условиях, т. е. общее число случаев равно 439 (00 часов) и 609 (12 часов), соответственно повторяемость составляет 61 и 84%. В ходе исследования связи болтанки и облачности было зафиксировано, что болтанка существует только при 3-х различных облачностях, т. е. Ci, Ac и Sc. Результаты исследования могут быть широко использованы в сферах гражданской авиации, военной авиации.