Республика Казахстан в системе нового экономического пояса Шелкового пути

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JGEM.2023.v70.i3.04

Ключевые слова:

Шелковый путь, Казахстан, Китай, торговля, инвестиции, Центральная Азия.

Аннотация

Новый экономический пояс Шелкового пути (НЭПШП) – это региональный проект, сухопутное ответвление масштабной инициативы «Один пояс, один путь», предложенной Китаем в 2013 году, который может оказать значительное влияние на реализацию транзитного потенциала Казахстана и даже на экономическое развитие в целом. В статье рассматриваются процессы функционирования экономики Казахстана в системе Нового Экономического пояса Шелкового пути. В мировой и казахстанской научной литературе недостаточно освещены экономические последствия НЭПШП на территории Казахстана и стран Центральной Азии. Интерес автора к теме статьи заключается в том, что с введением Экономического пояса Нового Шелкового пути логистическая и транспортная система в Азии и Европе становится все более сложной, и эта система играет важную экономическую значимость. И Казахстан играет незаменимую роль в этой системе. В статье рассматриваются яркие области экономической торговли, инвестиций и транспорта (экономические отношения Казахстана с Китаем и странами Европы), чтобы показать, что незаменимая роль Казахстана в Экономическом поясе Нового Шелкового пути во многом способствовала общему развитию Казахстана. Китайские инвестиции в транспортную и логистическую инфраструктуру Казахстана в основном направлены на строительство трубопроводов, железных и автомобильных дорог, а также на создание транспортно-логистических центров. Двустороннее сотрудничество Казахстана и Китая в области логистики и транспорта способствует развитию комплексной транспортно-логистической политики в обеих странах, а также развитию инклюзивной позиции обеих стран в модели Евразийского экономического союза (ЕАЭС)-Китай. С другой стороны, благодаря гибкости данного формата, Казахстан значительно быстрее некоторых стран (например, России) развивает инфраструктуру с участием китайских инвесторов. В то же время, транзитный потенциал для полной реализации этих замыслов ограничен в силу географических и расселенческих факторов, то есть отсутствия, особенно на казахстанско-китайском приграничье промышленных объектов и городов – индикаторов экономической конвергенции. Однако полная реализация транзитного потенциала Казахстана, включая перспективы, связанные с инициативой «Один пояс, один путь», возможна только в контексте Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с принятием общих транзитных стандартов, методов и механизмов регулирования, а также строительством инфраструктуры регионального значения.

Загрузки

Опубликован

2023-09-20

Выпуск

Раздел

Физическая, экономическая и социальная география